Contents
- 1 Как проверить генератор на автомобиле Ваз
- 1.1 Генератор 94.3701 Для автомобиля с системой впрыска топлива
- 1.2 Генератор Г-221
- 1.3 Схема соединений генератора Г-221
- 1.4 Генератор 37.3701 Как проверить генератор Ваз
- 1.5 Схема соединений системы генератора 37.3701 Ваз 2105
- 1.6 Снятие генератора
- 1.7 Проверка генератора на стенде
- 1.8 Схема соединений для проверки генератора осциллографом
- 1.9 Форма кривой выпрямленного напряжения генератора
- 1.10 Снятие защитного кожуха генератора
- 1.11 Проверка конденсатора
- 1.12 Проверка обмотки
- 1.13 Реле регулятор
- 1.14 Пробой диодов
- 1.15 Видео как шумят подшипники генератора
- 1.16 Видео прозвонка щеток генератора ваз 2107
- 1.17 Проверка регулятора напряжения
- 1.18 Причины выхода из строя генератора
- 1.19 Диагностика тока возбуждения генератора
- 1.20 Проверка натяжения ремня
- 1.21 Основная функция диодного моста на ваз 2107
Как проверить генератор на автомобиле Ваз
Возможные неисправности, их причины и методы устранения. Как проверить генератор ваз
- Стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы.
Проскальзывание ремня привода генератора.Отрегулируйте натяжение ремня.
- Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения. Восстановите соединения
- Обрыв в цепи подачи напряжения от вывода “30” к штекеру “15” генератора Восстановите соединения, проверьте предохранитель “10”*
- Поврежден регулятор напряжения генератора Замените регулятор
- *Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу “В”регулятора
Устраните замыкание или замените пластмассовое основание щеткодержателя - Износ или зависание щеток генератора, окисление контактных колец. Замените щеткодержатель со щетками, протрите кольца салфеткой, смоченной в бензине
Генератор 94.3701 Для автомобиля с системой впрыска топлива
Генератор Г-221
1 – поджимная втулка; 2 – втулка; 3 – буферная втулка; 4 – задняя крышка;
5 – винт крепления выпрямительного блока; 6 – выпрямительный блок;
7 – вентиль (диод); 8 – задний подшипник; 9 – контактные кольца; 10 – вал ротора;
11 – щетки; 12 – вывод «30»; 13 – щеткодержатель;14 – вывод «67»; 15 – штекер нулевого провода; 16 – шпилька крепления генератора; 17 – крыльчатка вентилятора;18 – шкив;
19 – пластины;20 – кольцо; 21 – передний подшипник;22 – обмотка ротора; 23 – ротор;
24 – обмотка статора;25 – статор;26 – передняя крышка.
Схема соединений генератора Г-221
1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – регулятор напряжения; 4 – выключатель зажигания; 5 – блок предохранителей; 6 – лампа сигнализатора заряда аккумуляторной батареи (в комбинации приборов); 7 – реле сигнализатора.
Контрольная лампа не горит. Стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы**
Перегорела контрольная лампа. Замените лампу
Обрыв в цепи между выводом “30” и штекером “61” генератора.
Восстановите соединения, проверьте предохранитель “10” Нет контакта между выводами “В” и “Ш” регулятора напряжения и выводами щеток (у генераторов выпуска до 1996 г.)
Зачистите выводы “В” и “Ш” регулятора напряжения и выводы щеток, подогните выводы регулятора.
Отсоединился провод от вывода “В” щеткодержателя. Присоедините провод
Стрелка вольтметра находится в красной зоне в конце шкалы
Поврежден регулятор напряжения (короткое замыкание между выводом “Ш” и массой)
Замените регулятор напряжения
* Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу “Ш” регулятора
Устраните замыкание или замените пластмассовое основание щеткодержателя
Повышенная шумность генератора
Ослаблена гайка шкива генератора. Подтяните гайку
Повреждены подшипники генератора Замените подшипники
Межвитковое замыкание обмотки статора (вой генератора) Замените статор
Скрип щеток Протрите щетки и контактные кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине.
*Неисправности только для генератора Г-222.
**Неисправности только для генератора 37. 3701. Остальные неисправности общие для
обоих генераторов.
Генератор 37.3701 Как проверить генератор Ваз
а – регулятор напряжения и щеточный узел у
генераторов выпуска с 1996 г.;
1 крышка генератора со стороны контактных колец; 2 болт крепления выпрямительного блока; 3 контактные кольца; 4 шариковый подшипник вала ротора со стороны контактных колец; 5 конденсатор 2,2 мкФ±20% для подавления радиопомех; 6 вал ротора;
7 провод общего вывода дополнительных диодов; 8 – зажим “30” генератора для подключения потребителей; 9 – штекер “61” генератора (общий вывод дополнительных диодов); 10 провод вывода “Б” регулятора напряжения; 11 – щетка, соединенная с выводом “В” регулятора напряжения;
12 регулятор напряжения
13 – щетка, соединенная с выводом “Ш” регулятора напряжения; 14 – шпилька для крепления генератора к натяжному устройству; 15 – крышка генератора со стороны привода; 16 – крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора; 17– полюсный наконечник ротора; 18 – шайбы крепления подшипника; 19 – дистанционное кольцо;
20 – шариковый подшипник вала ротора со стороны привода;21 – стальная втулка;
22 – обмотка ротора (обмотка возбуждения); 23 – сердечник статора; 24 – обмотка статора;
25 – выпрямительный блок; 26 – стяжной болт генератора; 27 – буферная втулка;
28 – втулка; 29 – поджимная втулка; 30 – отрицательный диод; 31 – изолирующая пластина;
32 – фазный вывод обмотки статора; 33 – положительный диод;34 – дополнительный диод;
35 – держатель положительных диодов;36 – изолирующие втулки; 37 – держатель отрицательных диодов;38 – вывод “В” регулятора напряжения;39 – щеткодержатель
Схема соединений системы генератора 37.3701 Ваз 2105
4 – генератор; 5 – положительный диод; 6 – обмотка статора; 7 – регулятор напряжения;
8 – обмотка ротора; 9 – конденсатор для подавления радиопомех; 10 – монтажный блок;
11 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов;
12 – вольтметр; 13 – реле зажигания ; 14 – выключатель зажигания
Схема соединений системы генератора Г-222 Ваз 2105
4 – обмотка статора; 5 – регулятор напряжения; 6 – обмотка ротора; 7 – конденсатор для подавления радиопомех; 8 – аккумуляторная батарея; 9 – реле контрольной лампы заряда
аккумуляторной батареи; 10 – монтажный блок; 11 – контрольная лампа заряда
аккумуляторной батареи в комбинации приборов;12 – вольтметр; 13 – реле зажигания;
Мультиметром
Видео диагностика выпрямительного блока лампочкой
Описание конструкции
Автомобиль комплектуется генератором Г-221. Это трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Ротор генератора приводится во вращение ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Генератор установлен на кронштейне в передней части двигателя с правой стороны.
Техническая характеристика генератора Г-221
Максимальный отдаваемый ток (при напряжении 13В и частоте вращения ротора 5000 мин –1 ), А 42
Рабочее напряжение, В 13,9–14,5
Передаточное отношение ременной передачи 1:2,04
Направление вращения (со стороны привода) правое
Статор и крышки генератора соединены четырьмя болтами. Вал ротора вращается в двух шариковых закрытых подшипниках. Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора. Внутреннее кольцо заднего подшипника напрессовано на вал ротора, а наружное – в заднюю крышку. Второй подшипник ротора запрессован в переднюю крышку и зажат с двух сторон пластинами с четырьмя болтами.
Обмотка статора – трехфазная, соединенная по схеме «звезда». Реле сигнализатора зарядка аккумуляторной батареи подключено к выводу нулевого провода. Если после пуска двигателя лампа сигнализатора горит – в цепи генератора возникла неисправность.
Выпрямитель – мостовой схемы, состоит из шести силовых ограничительных диодов. Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-радиаторы. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора.
Обмотка возбуждения генератора расположена на роторе. Выводы обмотки припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через две медно-графитные щетки. Вывод «67» щеткодержателя соединен с выводом «67» регулятора напряжения, который закреплен на левом брызговике в моторном отсеке.
В настоящее время устанавливается электронный регулятор напряжения 121.3702. Он неразборный, ремонту не подлежит.
На автомобилях ранних выпусков применялся электромеханический реле-регулятор РР-380. Регуляторы взаимозаменяемые, но электронный предпочтительнее.
ВНИМАНИЕ! «Минус» аккумуляторной батареи всегда должен быть подключен к кузову автомобиля, а «плюс» – к выводу «30» генератора.
При работе генератора не отсоединяйте аккумуляторную батарею. Это может привести к повреждению электронных элементов бортовой сети.
Техническое обслуживание генератора заключается в контроле натяжения ремня его привода (см. Замена ремня привода генератора).
Видео диагностика генератора, проверка и ремонт генератора
Снятие генератора
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Работу удобнее проводить на смотровой канаве или подъемнике. Для наглядности часть операций показана на снятом с двигателя генераторе или со снятыми деталями двигателя.
Отсоединяем штекер от вывода «67» генератора
Отсоединяем штекер от вывода «нулевого» провода.
Сдвинув изоляционный чехол, ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления проводов на выводе «30» генератора и отсоединяем провода.
Снимаем ремень привода со шкива генератора (см. Замена ремня привода генератора)
Ключом «на 17» отворачиваем две гайки и снимаем регулировочную планку.
Отвернув гайку нижнего крепления генератора
…вынимаем болт и втулку. Генератор при этом будет держаться на кронштейне.
Снимаем генератор с автомобиля, опустив его между кронштейном и балкой переднего моста.
Устанавливаем генератор на автомобиль в порядке, обратном снятию. После установки регулируем натяжение ремня привода
Проверка генератора на стенде
Проверка на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его
характеристик номинальным. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо
притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца чистыми.
Схема соединений для проверки генератора на стенде
- генератор;
- контрольная лампа 12 В, 3 Вт;
- вольтметр;
- амперметр;
- реостат;
- выключатель;
- аккумуляторная батарея
Установите генератор на стенд и выполните соединения как указано на рисунке.
Включите электродвигатель стенда, реостатом 5 установите напряжение на выходе
генератора 13 В и доведите частоту вращения ротора до 5000 мин–1. Дайте генератору
поработать на этом режиме не менее 10 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 55 А.
Если замеренная величина отдаваемого тока меньше, то это говорит о неисправностях в
обмотках статора и ротора или о повреждении вентилей. В этом случае необходима
тщательная проверка обмоток и вентилей, чтобы определить место неисправности.
Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения ротора 5000
мин–1. Реостатом 5 установите ток отдачи 15 А и замерьте напряжение на выходе
генератора, которое должно быть (14,1±0,5) В при температуре окружающего воздуха и
генератора (25±10)° С.
Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените регулятор
напряжения новым, заведомо исправным, и повторите проверку. Если напряжение будет
нормальным, то, следовательно, старый регулятор напряжения поврежден и его
необходимо заменить. А если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные выше пределы, то необходимо проверить обмотки и вентили генератора.
Схема соединений для проверки генератора осциллографом
- контрольная лампа 12 В, 3 Вт;
- генератор;
- вольтметр;
- реостат;
- амперметр;
- выключатель;
- аккумуляторная батарея
Осциллограф позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения точно и быстро
проверить исправность генератора и определить характер повреждения.
Для проверки соберите схему согласно рисунку. Отсоедините провод общего вывода трех
дополнительных диодов от штекера «В» регулятора напряжения и примите меры, чтобы
наконечник отсоединенного провода не замкнулся с массой генератора. К штекеру «В» регулятора присоедините провод от аккумуляторной батареи через контрольную лампу 1.
Таким образом, обмотка возбуждения будет питаться только от аккумуляторной батареи.
Включите электродвигатель стенда и доведите частоту вращения ротора до 1500–2000 мин–1. Выключателем 6 отключите аккумуляторную батарею от клеммы «30» генератора и реостатом 4 установите ток отдачи 10 А.
Форма кривой выпрямленного напряжения генератора
I – генератор исправен; II – вентиль пробит; III – обрыв в цепи вентиля (обмотке
статора)
Проверьте по осциллографу напряжение на клемме «30» генератора. При исправных вентилях и обмотке статора кривая выпрямленного напряжения имеет пилообразную форму с равномерными зубцами (I). Если имеется обрыв в обмотке статора либо обрыв
или короткое замыкание в вентилях выпрямительного блока – форма кривой резко меняется: нарушается равномерность зубцов и появляются глубокие впадины (II и III).
Проверив форму кривой напряжения на клемме «30» генератора и убедившись, что она имеет нормальный вид, проверяют напряжение на штекере «61» или на наконечник провода, отсоединенного от штекера «В» регулятора напряжения. Эти точки являются общим выводом трех дополнительных диодов (см. рис. Схема соединений генератора),
питающих обмотку возбуждения при работе генератора. Форма кривой напряжения здесь
также должна иметь правильную пилообразную форму. Неправильная форма кривой свидетельствует о повреждении дополнительных диодов.
Снятие защитного кожуха генератора
1 – винт крепления кожуха; 2 – изолирующие втулки; 3 – воздухозаборник;
4 – защитный кожух; 5 – удлинитель вывода «30»
генератора; 6 – провод вывода «61» генератора; 7 – генератор
1 – регулятор напряжения в сборе с щеткодержателем у генераторов выпуска с 1996 г.;
2 – регулятор напряжения и щеткодержатель у генераторов выпуска до 1996 г.; 3 – колодка вывода дополнительных диодов; 4 – изолирующие втулки; 5 выпрямительный блок;
6 – контактный болт; 7 – статор; 8 – ротор; 9 – дистанционная втулка; 10 – внутренняя шайба крепления подшипника; 11 – крышка со стороны привода; 12 – шкив;
13 – наружная шайба крепления подшипника; 14 – стяжной болт; 15 – передний шарикоподшипник ротора; 16 – втулка; 17 – крышка со стороны контактных колец;
18 – буферная втулка; 19 – поджимная втулка; 20 – конденсатор
Очистите и продуйте генератор сжатым воздухом
Ослабив стяжной хомут, отсоедините воздухозаборник 3 (см. рис. Снятие защитного кожуха генератора) от патрубка защитного кожуха 4. Отвернув два винта 1 и гайки с удлинителя 5
контактного болта, снимите защитный кожух 4. Отсоедините провод 6 от вывода «61»
генератора и отверните удлинитель 5 контактного болта. 2. Застопорьте шкив генератора захватом, входящим в комплект приспособления 67.7823.9504, отверните гайку крепления шкива и съемником спрессуйте шкив. Снимите шпонку и коническую шайбу шкива.
3. В комплект приспособления 67.7823.9504 входит обычный съемник и захват.
Последний состоит из двух стальных полуколец, которые вкладывают в ручей шкива.
Полукольца имеют такое же сечение, как и ремень привода генератора. С одной
стороны они соединены шарнирно, а с другой снабжены рычагами, которые сжимаются
одной рукой при снятии шкива.
Отсоедините провод от штекера «В» регулятора напряжения.
5. Отсоедините провода регулятора и конденсатора от клеммы «30» генератора,
отверните винты крепления регулятора 1 (см. рис. Детали генератора) напряжения и
снимите его.
6. У генераторов выпуска до 1996 г., чтобы не сломать щетки при снятии
щеткодержателя, вставьте лезвие отвертки между корпусом регулятора 2 и
щеткодержателем и частично выдвиньте регулятор из генератора, оставив на месте
щеткодержатель. После этого наклоните и извлеките регулятор совместно со
щеткодержателем из генератора. Снимите конденсатор 20, отвернув винт крепления.
7. Отверните гайки стяжных болтов 14 и снимите крышку 11 генератора и ротор 8.
8. Отверните гайки болтов, соединяющих наконечники вентилей с выводами обмотки
статора и извлеките статор 7 из крышки 17 генератора.
9. Отверните гайку контактного болта 6, отсоедините от колодки 3 штекер провода
дополнительных диодов и снимите выпрямительный блок 5.
Проверка конденсатора
Конденсатор служит для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения помех
радиоприему.
Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с массой) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе.
Ориентировочно исправность конденсатора можно проверить мегомметром или тестером (на шкале 1–10 МОм). Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент
присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно.
Емкость конденсатора, замеренная специальным прибором, должна быть 2,2 мкФ±20 %.
Видео проверка щеточного узла генератора
Проверка обмотки
На генераторах нужно проверить обмотку статора и обмотку ротора. Нужно прозвонить провод на разрыв или короткое замыкание с корпусом.
Обмотка ротора
Обмотка статора
Проверка ремня
Проверка подшипников
Подшипники качения выходят из строя из за высыхания смазки или из за перетяжки ремня генератора.
Пробой диодов
Замена дополнительных диодов
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Для замены отпаяйте выводы поврежденного диода и аккуратно извлеките его из
пластмассового держателя, не допуская резких ударов по выпрямительному блоку. Затем
очистите место установки диода от остатков эпоксидной смолы, установите и припаяйте
новый диод.
Вывод диода с цветной меткой припаивайте к выводам вентилей. После припайки
приклейте корпус диода к держателю эпоксидной смолой.
Видео как шумят подшипники генератора
Видео прозвонка щеток генератора ваз 2107
Проверка регулятора напряжения
Причины выхода из строя генератора
Диагностика тока возбуждения генератора
Как проверить генератор Ваз Видео проверка диодного моста при помощи лампочки
Проверка натяжения ремня
Схема проверки натяжения ремня привода насоса Как проверить генератор ваз
При нормальном натяжении ремня прогиб А под усилием 98 Н (10 кгс) должен быть 10–15 мм, а прогиб В – в пределах 12–17 мм под тем же усилием.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Ослабьте гайки крепления генератора, сместите его от двигателя (для увеличения
натяжения) или к двигателю (для уменьшения натяжения) и затяните гайки крепления.
2. Поверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке и проверьте
натяжение ремня.
3. Не следует допускать чрезмерного натяжения ремня, чтобы не вызвать повышения
нагрузок на подшипники генератора.
Видео демонтаж генератора на классике
Подшипники генератора
6-180302 У1С9
Таблица размеры и аналоги подшипников генератора Ваз
ВАЗ 1111 «Ока» 6-80201 У
6-180302 У
ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 6-180201 У1С9
6-180302 У1С9
ВАЗ-2103, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107 6-180201 У1С9
6-180302 У1С9
ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099 6-180201 У1С9
6-180302 У1С9
ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 180202
180303
ВАЗ-2114, ВАЗ-2115 180202
180303
ВАЗ-2121 6-180201 У1С9
6-180302 У1С9
ВАЗ-21213 6-180201 У (опора со стороны выпрямителя)
6-180302 У (опора со стороны привода)
ВАЗ-2123 Шевроле нива 180202
180303
ВАЗ-2131 180202
180303
Замена подшипников
Замена регулятора
Как понять что генератор неисправен
Если генератор неисправен свет от фар становится тусклым и при включении других потребителей тока яркость света фар становится меньше. Если полностью выходит из строя загорается лампочка генератора. При отключении массы на аккумуляторе автомобиль глохнет.
Основная функция диодного моста на ваз 2107
Перезаряд аккумулятора
Неисправность регулятора напряжения
Пробуксовка приводного ремня
Пробуксовка ремня генератора происходит из за растяжения во время эксплуатации. Обычно при первом запуске двигателя ремень генератора начинает свистеть, затем характерный свист иногда исчезает. При этом ремень дополнительно стирается и перегревается. Аккумулятор заряжается слабо.
Подтяните ремень генератора Если сильно растянулся ремень то замените. Иначе ремень растянутый будет свистеть при попадании влаги или при большом саморазряде аккумулятора
Замените ротор
Короткое замыкание или обрыв в одном или нескольких диодах выпрямительного блока
Замените выпрямительный блок генератора
Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора Замените статор
** Обрыв или короткое замыкание в дополнительных диодах выпрямительного блока
Замените поврежденные диоды или выпрямительный блокПроблемы с генератором могут быть вызваны обрывом или коротким замыканием на массу обмотки возбуждения. В таком случае рекомендуется заменить ротор. Также возможны короткое замыкание или обрыв в одном или нескольких диодах выпрямительного блока, и в этом случае рекомендуется заменить выпрямительный блок генератора. Если обрыв или межвитковое замыкание обнаружены в обмотке статора, то требуется замена статора. И, наконец, если обнаружено обрыв или короткое замыкание в дополнительных диодах выпрямительного блока, необходимо заменить поврежденные диоды или выпрямительный блок